Обсуждению этого актуального вопроса была посвящена лекция «Нейросети в работе педагога: революции в создании учебного контента», которая прошла в актовом зале нашего колледжа для преподавателей СПАСКа.
Лекторов из РГПУ имени А.И. Герцена представила заместитель директора СПб ГБПОУ "СПАСК" по учебной работе Костикова Н.А.
Она отметила, что встреча организована в целях ознакомления преподавателей с современными образовательными технологиями в условиях цифровизации образования, изучения опыта применения искусственного интеллекта и современных отечественных нейросетевых технологий в работе педагога.
О нюансах использования нейросети в работе преподавателя рассказали заведующий кафедрой информационных технологий и электронного обучения института информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Власова Е.3. и доцент кафедры информационных технологий и электронного обучения института информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат физико-математических наук Власов Д.В.
💬Они рассказали об основных направлениях развития ИИ в нашей стране, которые регламентированы нормативными документами, и включены в национальную стратегию до 2030 года. Среди них:
✅ поддержка исследований в области алгоритмов и математических методов;
✅разработка программного обеспечения в области ИИ;
✅ повышение доступности и качества данных; а также аппаратного обеспечения;
✅повышение качества подготовки кадров и уровня информированности общества в области ИИ;
✅создание и адаптация базы нормативного регулирования;
✅стимулирование спроса и поддержки внедрения ИИ в различные сферы применения.
На сегодняшний день основы ИИ можно эффективно использовать в качестве экспертных систем и управления знаниями (чат-боты, виртуальные ассистенты в создании музыки, стихов, визуализации, в игре в шахматы и шашки), в выполнении задач машинного обучения (приобретение знаний из примеров, поиск нужной информации по заданным алгоритмам), а также в основах технологии обработки больших данных (решение задач с использованием актуальных инструментальных средств).
За последнее время успешный опыт применения ИИ в различных областях, в том числе, в педагогической деятельности, произвел без преувеличения революцию в создании учебного контента.
Но мало кто знает, что первые разработки в данной сфере, которые привели к таким ошеломляющим результатам сегодня, появились еще на заре прошлого века.
За невероятно эффективный и новаторский метод оптимизации на производстве петербуржец-ленинградец, блестящий ученый, Леонид Витальевич Канторович получил Нобелевскую премию по экономике. Он стал единственным отечественным учёным, завоевавшим эту награду именно по экономике.
Метод Канторовича, разработанный им еще в 1930-е годы, базировался на основе систем линейных уравнений и заключался в переборе множителей из традиционного анализа в сочетании с поставленной задачей оптимизации (с учетом трудоемкости работ, производительности станков и т.п.). Это позволяло рассчитать оптимальную загрузку каждого станка и, по расчетам Канторовича, безо всяких дополнительных затрат существенно повысить производительность фанерного треста.
Идея Канторовича послужила фундаментом для развития отдельной математической дисциплины – линейного программирования. Сегодня оно широко используется для большого класса экономических задач, связанных с оптимизацией производства и распределением ресурсов, а также для решений в физике, химии, биологии, энергетике, механике, геологии, теории управления.
Без линейного программирования невозможно представить современную логистику, работу онлайн-платформ, составление маршрутов на виртуальных картах и оптимизацию работы выстраивающего их искусственного интеллекта!
По словам спикеров, в ближайшей перспективе основная задача – перейти на программные продукты только отечественного производства, тем более, что есть возможность пользоваться ими бесплатно.
Но не стоит забывать о нюансах – любой бесплатный программный продукт дает нам возможность себя использовать только на какое-то время, поэтому бесплатно - это весьма условно.
Прибегая к нейросетям при составлении текстов, учебных программ, при генерировании задач, нужно учитывать,
что ИИ может выдать, к примеру, в списке литературы, увы, даже такие книги, которых нет в природе.
Так что применять нейросети, безусловно, полезно, интересно и удобно, за этим будущее, но очень осторожно, по принципу – «Доверяй, но проверяй» и не забывая о том, что искусственный интеллект может быть только вспомогательным инструментом, если уметь с ним правильно работать!